Ох, какой больной вопрос!
Скажу по себе. Если бы надо было платить за ри, я бы не играла. Как раз именно потому, что денег нет. В фрпг я пришла отчасти потому, что интернет сейчас - самое дешевое развлечение (месяц стоит как один сеанс в кино - сами посудите, что выгоднее: целый месяц играть каждый день (или когда хочешь) или один раз сходить на какую-нибудь фильму). Самое смешное, что я не говорю, что это плохо.
Вокруг меня много людей, которые твердят, что ри - это зло, так что, если бы они стали платными, я бы от этого только выиграла. В том смысле бы, что, наконец, бросила бы сие занятие.
С другой стороны, вопрос труда и денег в ри весьма и весьма относителен. Мне кажется, что сравнивать ри с произведением искусства, как делают на Ролемансере, можно, но до известной степени. Согласитесь, это разные вещи: сходить и посмотреть попсовый/неинтересный/фиговый/откровенно плохой фильм/театральную постановку и несколько иное самому участвовать в игре, которая не нравится, не по вкусу. Кино/театр - это потерянные максимум пять часов (вместе с дорогой - про такие проекты, как Орестея, идущие по 5 часов, я не буду говорить, т.к. это, скорее, исключение, чем правило) - обычно это просто
потерянный вечер. Но
неудачная полевка - это
день, а то и два, а то и неделя, если говорить о ХИ (была я там как-то, :) знаю, что это такое).
Неудачная ФРПГ - это либо около
года (+/- пару-тройку месяцев) мучений, либо
брошенная партия. А таковых - брошенных - очень много. Как все это будет поставлено в коммерческом варианте? Мастера будут платить игрокам, которым не понравилось у них играть, неустойку? Или это игроки, заплатившие деньги за игру, будут потом платить еще и неустойку за брошенную партию и освободившееся место? Или, наоборот, требовать возврата своих денег? В ри очень велико это "понравилось-не понравилось" и даже всякие Толяны и Вованы тоже начнут разбираться рано или поздно. Не сами, так за мастерами повторять будут.
Я к тому, что брать деньги за то, что еще неизвестно, понравится или нет, как-то... не просто неправильно, а неосмотрительно, т.к. повлечет за собой дополнительные трудности, связанные с теми же деньгами. Я, например, бывает, играю в партиях, которые мне не нравятся, потому, что мне жаль мастера или просто из личной ответственности, но если с меня будут брать деньги... у меня будет повод устраивать скандал всякий раз, как мне не нравится какой-нибудь сюжетный ход. Типа "я заплатила, почему ГМ не исполнил моих ожиданий от игры?" Или будет ранжирование по количеству заплаченных денег? Типа мало заплатил - бери, что дают, заплатил много - будем разбираться. Но если это развлечение и партия не понравилась, никто не будет досиживать ее до конца - на маленькие деньги плюнут, за большие устроят скандал. И неизвестно еще, поедут ли в следующий раз на полевку или пойдут ли снова играть в фрпг в обоих случаях. И сравнивать такую ситуацию с травматизмом в экстремальных видах спорта я бы не стала потому, что в экстрим идут те, кто готов к падениям, а в ри будут играть все. Подводные камни ри не очевидны для большинства настолько, насколько очевидна возможность упасть с лошади или утонуть, плавая в бассейне. Слишком часто (даже за бесплатно!) игрок уходит из игры разочарованным - не потому, что игра была плохая, а потому, что она была ему не по вкусу. Я крайне осторожно отношусь к тому, чтобы говорить о чьих-то творениях, что они плохи или некачественны - каждый творец вкладывает в них свою душу, и не каждый игрок способен воспринять то, что хочет сказать тот или иной мастер. Тут я больше склоняюсь к мысли об индивидуальной избирательности, которая очень высока в ри.