Старый приключенец
Архимаг Сообщений: 808 профиль
Репутация: 5
|
Некотрое время назад ваш покорный слуга выкроил время и собрал новый компьютер, на коем и стал проходить все, что не прошел на офисных ноутах, с которыми имел дело последние пять лет. Было тут все, начиная от Скайрима, кончая первым Ведьмаком. Пожалуй, только до Масс Эффекта пока руки не дошли. И, надо сказать, постигло меня некоторое разочарование. В том плане, что вот уже которая игра показывает все самое красивое в трейлере. А в самом же процессе все выглядит гораздо более уныло. Пройдусь по некоторым представителям.
1. TES V Skyrim. Опасения насчет этой игры лично у меня были с самого анонса. Потому что разработчики замахнулись на крайне щекотливую тему северного жития-бытия, а из удачных воплощений таких замашек можно вспомнить только нашего Князя, да и то до второй части. Основная сложность здесь в том, что климатические условия на нашем родном Севере кардинально меняют менталитет, а, следовательно, все остальное, от бытовой логики до космогонии. Надо сказать, что предчувствие меня не обмануло. Именно в этом аспекте Bethesda и села в глубокую и грязную лужу. Перечислять все сюжетные несостыковки смысла нету, достаточно сказать, что жители Скайрими рассуждают, как типичные Европейцы, которые на грани выживания никогда не стояли. Относиться к этому серьезно невозможно, а, следовательно, сюжетная часть сразу выпадает из игры. Ну, разве что мелкие побочные квесты можно повыполнять, чтобы не бродить бесцельно по полям, лесам и горам. Игру спасает графика, за которую низкий поклон разработчикам. Она великолепна, безо всяких преувеличений. Есть пара нюансов, которые и тут выступают, но они, опять, относятся не к работе художников, а к работе сценаристов. Поэтому, если рассматривать Скайрим не как полноценную РПГ, а исключительно как туристический симулятор на тему Севера, то выглядит он даже неплохо.
2. Fallout: New Vegas. Начать хочется с горестного вздоха: "Не торт". В смысле - это, господа и дамы, не Fallout. Это все тот же Скайрим (или Скайрим этот тот же Фолл), перекрашенный в серо-коричневые тона. Основной стиль прохождения: много бежишь, немного стреляешь, много бежишь, немного стреляешь и так до бесконечности. Да, загадки постепенно выплывают из бесконечной беготни по Мохаве, но если два часа бегать по пустыне, потратив от силы 10 минут на все остальное, то возникает резонный вопрос: "И что дальше?". А дальше ничего нету, потому что игра изначально построена по тому же принципу массы мелких квестов и все того же туризма. Только теперь уже в пост ядерном мире. Со все также под корень снесенной психологической частью. Видимо, отсюда и проросли ноги у болячек Скайрима.
3. Ведьмак 1. Что можно сказать об этой игре? Это чудо - одна из первых попыток положить мораль на алтарь сюжета РПГ. И если по первости идея кажется даже ничего, то потом начинает неиллюзорно раздражать. Фактически, нам показывают мир, в котором нету правильного выбора. А есть только меньшее зло. Долго и нудно описывать почему такой мир рано или поздно уничтожит сам себя, я не буду, потому что это очевидно. Вопрос тут в другом: а покажите мне смысл жизни у кого-нибудь из героев этой, кхм, РПГ. Очень хочется посмотреть. Потому что без этого РПГ рассыпается в пух и прах. А вот как раз со смыслами жизни, целями и мотивациями тут очень напряжно, несмотря на все многообразие развития сюжета. Любая попытка взлететь хоть немного НАД происходящим и окинуть взглядом картину в целом, приводит к попаданию туда, куда попадает игрок, читом выходящий за пределы игровой зоны. То есть в сплошную неопределенность. Результат - неплохая бегалка с красивым хэк-н-слэшэм, если не особо вглядываться в сюжет. До формата полноценной РПГ элементарно не дотягивает.
4. Ведьмак 2. Попытка продолжить принесение в жертву морали, начатое в первой части. С ходу убила графика, потом добила механика. Сюжет сделан качественнее, но играбельность ушла и не вернулась. В результате наслаждаться тоннами приколов и лулзов не очень возможно. Хотя, запивший тролль - это по-нашему!
5. Dragon Age: Origins. Эту игру можно охарактеризовать одним емким словом: копипаста. Именно паста. Хорошо приготовленная, высококачественная паста из цитат классики всех жанров. Что, на мой взгляд, и погубило в корне эту игру. Потому что постоянно ловишь себя на мысли, что это лицо уже видел, этот оборот слышал, этот пассаж уже был и все почти дословно. Касается это не только сюжета, но и механики, и графики. Местами получается забавно, но шито откровенно белыми нитками. И основной расчет проекта именно на эти бьющие цитаты. Венчает это все мировая борьба Бобра с Ослом, которая уже к началу третьей главы окончательно оттаптывает уши, да так, что хоть звук выключай. Про логику мира тут не слышали в принципе, что приводит к печальным последствием детального разбора почти любой ситуации. Графика была бы ничего, если бы не камера, которая в не способна взять нормальный ракурс, сколько ее ни крути. А все потому, что это была попытка скопировать в 3D движок Infinity, а это принципиально разные вещи. И если ракурс в том же Baldur's Gate был выбран с учетом каждой конкретной локации, то тут синхронизация локация и камеры пошла в разнос с соответствующими последствиями. Про ушибленный на всю голову АИ можно говорить долго, но суть та же: непонятно к чему столько тактических наворотов, если все равно проще нажать на проблем и рулить как в старое доброе время. В общем, болячка та же: неплохой хэк-н-слэш, если не обращать внимания на сюжет.
Можно тут еще упомянуть и серию Героев, на надгробии которых начертана цифра 6, и Обливион, с которого начались многие болячки TES'ов и еще многое другое. Проблема прослеживается общая: игры стали терять смысловую составляющую и все больше погружаться в красочное размахивание оружием. Вроде бы и игровой баланс выверяют, и кустики чуть не вручную рисуют, и книжек тонну в игре подкидывают, чтобы мир можно было узнать... А все равно не получается. Все равно максимум через день закрываешь игру, и она остается лежать на винте почти мертвым грузом, а пальцы тянуться к ветеранам жанра. Чего же не хватает новому поколению? Ответ, на мой взгляд, прост. Им не хватает терпения. Вспомните M&M и Героев. Этот мир творили мы, игроки. Мы сражались на этой планете за ее сотворение и сохранение на протяжении многих частей игры. На наших глазах она становилась планетой, на ней вырастали государства, которые мы защищали. Под нашим началом ходили легендарные герои, с которыми мы переходили из игры в игру. Естественно, что очередная часть встречалась на ура. Пока... Да, пока не был уничтожен Ксин. И это было той же самой ошибкой - уничтожение истории. Или вот Planscape: Torment, Baldur's Gate, Icewind Dale, Neverwinter Nights? Принцип тот же самый. Это единый мир, в котором мы сражались в разных местах, даже разных играх (к, примеру, во всех, которые приведены здесь). А еще - в настолках, а еще читали книги об этом мире, а еще на форумах. Но этот мир создавался не год и не два. И поэтому он будет жить еще очень и очень долго. И поэтому в нем возможна и глубокая мотивация, и психология, которая задевает игрока, и игра с выборами. Потому что за каждым шагом каждого персонажа стоит множество связей. И последний стражник Невервинтера или Аткатлы быстро ассоциируется с бесконечным количеством явлений. В этом и лежит секрет отличия, скажем Baldur's Gate от Dragon Age. В БГ не надо называть всех неписей просто потому, что информацию о них можно найти еще в 100500 источниках. Она за ними есть. И мужику с латной перчаткой на щите не обзятально представляться. И так понятно кто он и откуда. В ДЭО же, нету за этими гербами и названиями ничего, кроме еще нескольких общих фраз о каком-то доме или ордене. Но они не способны оживить действительно большой мир. Отдельно стоит упомянуть о сопутствующем эффекте: увлечении 3D. Лично мне, как ролевику, вообще паралельно в каком графическом формате будет игра. Более того, 3D редко бывает реалистичной, все больше уходя в мультяшность. В РПГ важна сюжетная составляющая, мир, который можно не только ломать, но и строить, персонажи, которые были бы личностями. К сожалению, сегодня считается, что если нарисовать даме побольше грудь и покороче юбочку, то это заменит личные качества. Увы и ах, не заменит. Более того, скажет об определенном уровне этой самой личности. А попытка задавить графикой логические, психологические и культурологические проколы, как в том же Скайриме, вызывает все меньше желания покупать следующие продукты разработчиков. Подводя итог, могу сказать, что было бы интересно увидеть действительно серьезный РПГ-проект в современных технологиях. Считать таковым ММО лично я не могу, по одной простой причине: ММО - это изначально фэнтэзи-симс. И на большее они не выйдут просто в силу специфики жанра. Ну не может быть 2 тысячи Довакинов на одного Алдуина. Как не может быть в цельном мире и много героев. Они на то и герои, чтобы их были единицы.
|